Салова Татьяна Николаевна
Методический семинар
Личностно-ориентированный подход в обучении детей начальных классов Пояснительная записка
По словам известного педагога и психолога Ш.А. Амонашвили, «любовь – это человеческое солнце. <…> Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка». Именно поэтому личность учителя играет огромную роль в процессе воспитания и обучения каждого человека. Требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, закреплены в профессиональном стандарте. Согласно его положениям, педагог должен быть готов учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. Но в современной школе нередко возникает ситуация, когда индивидуальность ребёнка остаётся незамеченной. Учитель в силу своей загруженности не обращает внимания на уровень познавательной активности каждого ученика, на специфику протекания психических процессов и физиологические особенности детей. Решить эту проблему позволяет последовательное применение личностно-ориентированного подхода. Личностный подход – это «индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию»[1]. В процессе работы учитель обращает внимание на следующие индивидуальные особенности обучающихся: · возрастные, физиологические, психологические, интеллектуальные; · образовательные потребности, ориентацию на разный уровень сложности программного материала, доступного ребёнку. В России идея личностного подхода разрабатывалась с начала 80-х гг. XX века такими учёными, как К. А. Абульханова, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. Б. Орлов и др. Данный подход «предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых самоопределения, самореализации и самоутверждения»[2]. Реализация личностно-ориентированного подхода в начальной школе должна проводиться систематически в течение четырёх лет обучения. Поскольку в настоящее время обучающиеся, в работе с которыми применяется названный подход, учатся в третьем классе, можно говорить лишь о промежуточных результатах. На данном этапе работы для достижения намеченной цели решаются следующие задачи: · раскрытие субъектного опыта ребёнка через использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности (дидактические игры, индивидуальные творческие турниры, эвристические беседы и др.), · создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, · стимулирование обучающихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, · поощрение выбора детьми наиболее значимых для них видов и форм дидактического материала, · поощрение стремления ребёнка находить свой способ работы, анализировать способы работы других обучающихся в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные, · создание ситуации общения на уроке, позволяющей каждому ребёнку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения обучающегося. Последовательное применение личностно-ориентированного подхода в практике работы подразумевает: · выделение групп обучающихся по знаниям, способностям; · распределение детей по однородным группам: способностям, интересам, темпу работы с изучаемым материалом, психофизиологическим особенностям; · отношение к каждому ребёнку как к уникальной индивидуальности. Среди всех педагогических методов задачам личностно-ориентированного подхода отвечают следующие: 1. Метод проблемного изложения, рассчитанный на вовлечение обучающихся в познавательную деятельность. Учитель может сам поставить проблему и указать пути ее решения. Но гораздо эффективнее, если проблему ставят дети и самостоятельно ищут пути ее решения, размышляют и переживают, тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления. 2. Частично-поисковый (эвристический) – готовящий к самостоятельному решению познавательных проблем. Обучающиеся преобразовывают учебную информацию из одной формы в другую, конкретизируют её. 3. Исследовательский – организация поисковой, творческой деятельности по решению новых познавательных проблем. «Слушаю – забываю, смотрю – запоминаю, делаю – понимаю». Это слова Конфуция, сказанные давно, но очень точно отражающие важность этого метода. Выбор формы организации личностно-ориентированного урока зависит от поставленных задач и уровня владения обучающимися методами учебной деятельности. Если предложенное задание дети в состоянии выполнить самостоятельно, то используется индивидуальная форма работы. Если некоторые испытывают затруднения, то им предлагается выбрать приемлемую для себя форму работы – объединиться в пары или группы с таким условием, чтобы группа могла в конечном итоге добиться положительного результата. В том случае, если группа или пара не справляется с заданием, учитель может внести изменение в состав. Соответственно на определенном этапе обучения все дети становятся способными выполнять творческие задания, но каждый на своем уровне. Преобладающими формами работы обучающихся на уроке являются: · групповые, · парные, · индивидуальные. Фронтальная форма работы в условиях применения личностно-ориентированного подхода не является ведущей. Она используется только при коллективном обсуждении отдельных вопросов темы, в основном проблемного характера, при проведении дискуссий, при анализе результатов учебной деятельности. Это связано с тем, что её преобладание не может обеспечить успешности ни речевой, ни мыслительной деятельности учащихся. Таким образом, целостное использование названных выше видов, форм и методов организации урока позволяет добиться включения каждого ребёнка в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность. Отследить динамику развития самооценки личности обучающихся позволяет методика В.Г. Щур «Лесенка». Диагностика была проведена в начале обучения во втором и в третьем классе. Обучающимся предлагается поставить себя на определённую ступеньку лестницы. Первой – третьей ступеньке соответствует низкий уровень самооценки (заниженная); четвёртая - седьмая ступенька предполагает средний уровень самооценки (правильный); восьмая - десятая ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная). Диаграмма динамики развития самооценки личности обучающихся Сопоставительный анализ результатов диагностики, проведённой в сентябре 2016 г. и в сентябре 2017 г., показал, что уровень самооценки обучающихся изменился. На начало обучения в 2017 году средний (правильный) уровень имели 53% обучающихся класса, низкий уровень снизился с 19% до 13%. Таким образом, можно сказать, что работа по развитию самооценки личности даёт положительные результаты. Для дальнейшего построения работы в контексте личностно-ориентированного обучения была проведена экспрес-диагностика Александра Савенкова «Карта одарённости». Данные диагностики представлены в таблице 1. Таблица 1 Результаты методики А. Савенкова «Карта одарённости»
По результатам диагностики у каждого ребёнка могло быть выявлено несколько видов одарённости. Данная методика позволила определить направления по развитию личности обучающегося класса, скорректировать деятельность педагога в рамках реализации личностно-ориентированного подхода. С учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, самооценки личности и результатов диагностик педагогом была составлена определённая система работы с обучающимися: на каждом уроке была применена групповая, парная, индивидуальная работа, предложены задания разной степени сложности и рефлексия. Во внеурочной деятельности обучающимся предоставлена возможность показать свои творческие, артистические, спортивные, музыкальные способности, проявить лидерские качества. Дети принимали участие в спортивных мероприятиях, конкурсах чтецов, очных и заочных предметных олимпиадах, выставках декоративно-прикладного искусства, музыкальных гостиных, акциях социальной направленности и имели положительные результаты. На новый учебный год запланирована работа по реализации личностно-ориентированного подхода, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Личностно-ориентированный подход может осуществить лишь педагог, осознающий себя личностью, умеющий видеть личностные качества в каждом ребёнке, понять его и строить с ним диалог в форме обмена интеллектуальными, моральными, эмоциональными и социальными ценностями. При этом отношения между учителем и учеником должны быть искренними. Только в этом случае педагог помогает развитию личности обучающихся и обогащает себя. Он эффективно влияет на развитие у учащихся рефлексии и способности контролировать собственную деятельность, утверждает чувство собственного достоинства, ответственности, терпимости. [1] Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – Электронный ресурс: http://slovo.yaxy.ru/87.html. Дата обращения: 20.09.2017. [2] Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова. – М.: Научное издательство «Большая педагогическая энциклопедия», 1993. – Электронный ресурс: http://didacts.ru/termin/lichnostnyi-podhod.html. Дата обращения: 20.09.2017. 9 апреля 2019 в 21:20
Прикреплённые файлы:Документ: Методический семинар Описание файла:Файл называется: razdatochnyi-material-dlja-doski_0fpg2.doc Это официальный файл организации «Салова Татьяна Николаевна», в нём содержится Методический семинар. Размер файла: 0,15 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.